В настоящее время приоритетным направлением административной реформы является организационное разделение функций государственного управления и предоставления государственными организациями услуг, качество оказания государственных и муниципальных услуг и их доступность.
В Федеральном законе от 27.07.2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что единый стандарт предоставления государственной и (или) муниципальной услуги (далее - единый стандарт) - установленные Правительством Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, единые требования к предоставлению государственной и (или) муниципальной услуги.
Основными принципами оказания государственных и муниципальных услуг являются:
- правомерность предоставления услуг органами, предоставляющими услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными;
- возможность получения услуг в электронной форме;
- доступность обращения з предоставлением услуг, в том числе и для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- открытость деятельности органов, предоставляющих услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении услуг, которые являются необходимыми и обязательными;
- заявительных порядок обращения за предоставлением услуг.
В 2021 году департаментом социальной защиты населения и труда области проведена работа по приведению порядка предоставления мер социальной поддержки к единому стандарту предоставления государственных услуг по двум жизненным ситуациям «Исполнение ребенку возраста 3-7 лет», «Достижение возраста 70-80 лет».
Основные эффекты от «Единого стандарта»:
- сокращение количества документов, предоставляемых заявителями для предоставления государственной услуги, применение новых форм документов, позволяющих устранить необходимость неоднократного предоставления идентичной информации, снижение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами;
- обеспечение возможности получения заявителем услуги в электронной форме, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя;
- получение услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления услуги, сокращение срока предоставления государственной услуги;
- получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления услуги, в том числе в электронной форме;
- использование материалов «электронного дела» и сформированных юридически значимых реестров при назначении мер социальной защиты (поддержки);
- минимизировано предоставление гражданами при обращении за социально-значимыми государственными услугами документов «личного хранения» на бумажных носителях;
- при получении от гражданина соответствующего согласия, проактивно назначать положенные ему меры социальной защиты (поддержки).
Впервые принципы «единого стандарта» применены при назначении ежемесячной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно: от заявителя требовалось только подать заявление в электронном виде через Портал государственных и муниципальных услуг или МФЦ, остальные документы запрашивались органами социальной защиты населения в ЗАГС, Федеральной налоговой службе, Пенсионном Фонде, МВД, иных ведомствах, определялась нуждаемость семьи и назначалась выплата.
С апреля 2021 года перечень запрашиваемых сведений расширен информацией из Росреестра об объектах недвижимого имущества, из МВД России - о транспортных средствах, и многими другими для более точного определения нуждаемости семьи. Это позволило с одной стороны, не допустить выплаты семьям, имеющим большие «скрытые» доходы, а с другой – поднять сумму выплат в 1,5-2 раза особо нуждающимся семьям, которые все еще не достигли среднедушевого дохода в размере прожиточного минимума.
Благодаря получению услуги в электронном виде через Портал государственных и муниципальных услуг, основными преимуществами стали:
- оперативность – обращение за электронными услугами сокращает временные расходы на их оказание;
- снижение рисков – отсутствие необходимости личного контакта заявителя с чиновником;
- минимум документов – при получении услуги в электронной форме исключается необходимость предоставления тех документов, которые уже есть в распоряжении властных органов;
- мобильность – услуги могут быть получены в любой точке в любое время посредством сети Интернет;
- снижение бюрократических барьеров – происходит благодаря внедрению системы электронного документооборота (СЭД);
- контроль – заявитель может контролировать процесс получения услуги через «Личный кабинет» на портале «Госуслуги».
С сентября 2021 года назначение ежемесячной денежной выплаты лицам, родившимся в период с 22 июня 1923 года по 3 сентября 1945 года (Дети войны), осуществляется в проактивном режиме на основании имеющихся сведений в органах социальной защиты населения о получателях иных мер социальной поддержки и имеющих право на выплату как лица категории «Дети войны».